Философия Лукреция Кара

Лукреций Как уже приходилось указывать стр. О значительности эпикурейской пропаганды свидетельствует уже то обстоятельство, что эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории. Верные принципам школы, эпикурейцы писали просто, без реторики и без претензий на художественное изложение. Когда Цицерон приступал к философским работам, по-латыни имелся уже ряд эпикурейских произведений, а философия Эпикура насчитывала многих видных сторонников, которых привлекала к себе та или иная сторона учения. Центром эпикуреизма в Италии была полугреческая Кампания. Около Неаполя находилась школа Сирона, одного из виднейших пропагандистов эпикурейского учения в 50 — 40 гг. В Кампании и Риме развертывалась продуктивная литературная деятельность греческого поэта и философа Филодема стр.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

Религия и свободомыслие в древнем мире и в эпоху средневековья Осложнения цивилизационных процессов, совершенствование форм человеческой деятельности, философская революция в древнем мире позволили наконец поднять вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. Древнейшие свидетельства о наличии элементов стихийного и наивного религиоведения находим в литературных памятниках стран Древнего Востока: Например,"Песнь арфиста" и"Беседа разочарованного со своим духом" воспринимались древнеегипетскими жрецами не только как выражение сомнения относительно существования загробной жизни, но и как призыв к сопротивлению религии и жрецам.

Подобные сомнения звучат также в"Диалоге господина и раба о смысле жизни", который был составлен в Вавилоне. Свободомыслие древних Индии и Китая пошло еще дальше.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в мнение о возникновении Вселенной, о том, кто её создал нельзя, это священно Религия — Дочь Надежды и страха, объясняющая Невежде природу Непознаваемого. .. Тит Лукреций Кар, «О природе вещей».

Концепции возникновения религии Божественное начало Самые первые попытки этиологии объяснения культуры в истории человечества имели теологический характер, то есть, все человеческие открытия и изобретения рассматривались как дар божий. Заблуждения человека В античности возникли первые концепции, объясняющие происхождение религии.

По данной версии роль религиозных воззрений заключается в том, чтобы освободить человека от ужаса, дать ему ощущение стабильности и непрерывности жизни. Подтверждением может служить наличие в каждой религии включая самые древние сотериологических учений, обещающих вечное спасение, дарующих надежду на вечную жизнь, тем самым компенсирующих ужас перед смертью. Феноменология религии, в частности Р.

Однако, воплощая идеи в культурной деятельности, человек создает лишь слабое подобие идеального мира. Считалось, что художник, архитектор сами ничего не изобретают, но Дух божий вложил идеи и образы им в голову или вообще водит рукой иконописца, направляет действия каменщика, строителя, составителя книги. Так, в конце концов, произошло обожествление реальных людей, им стали поклоняться и чтить в веках.

Подобного объяснения до сих пор придерживаются некоторые ученые, пытаясь разгадать загадку религиозного сознания. Томпсон предполагает, что в основе религиозных учении — экстатические переживания в судьбе конкретных людей, лидеров, в дальнейшем становящихся основателями или руководителями тех или иных религиозных направлений, сект, конфессии. Далее их позиция развивается в научном атеизме марксистско-ленинского толка, в котором религия предстает как искаженная, иллюзорная система знании о мире.

При столь критичном отношении к религии французский просветитель все же приходит к заключению: Материал с сайта :

Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Мы почти ничего не знаем о Лукреции как человеке. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или в начале в. Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 —51 гг. Однако согласно биографу поэта Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г. Иероним говорит о Лукреции как авторе нескольких книг.

Взгляд Шлейермахера на религию и ее значение для человека, отличаясь . высказанная еще римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н.э.) ( timor primus fecit deos — страх создал первых богов), непонимания причин их .

Нам неизвестны обстоятельства жизни этого философа-поэта, но можно составить представление о времени появления его поэмы из письма Цицерона, датируемого февралем 54 г. Возможно, что Лукреций родился в 95 г. Есть основания считать датами его жизни 99—55 гг. Во всяком случае, это первая половина в. Это настоящая энциклопедия эпикуреизма.

и , учение о душе и ее свойствах кн. , учение о богах, о происхождении знания и физиология человека кн.

. - Философия как предмет науки

Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае например, в учениях локаятиков и Ван Чуна. Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с в. Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом.

В редакции журнала «Наука и религия» состоялся круглый стол, посвященный .. Ещё Лукреций писал, что страх создал первых богов.

Главная Философ Тит Лукреций Кар Тит Лукреций Кар — третий после Демокрита и Эпикура великий представитель античного, древнегреческоримского атомизма, атомистического материализма — вершины античной философии. Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или вначале в. , , . Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 - 51 гг. Однако согласно биографу Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г.

Иероним говорит о Лукреции как авторе нескольких книг. Он связывает Лукреция с Цицероном и утверждает, что Цицерон исправлял книги Лукреция, что маловероятно, так как если говорить о форме, то Цицерон писал латинской прозой, а Лукреций - латинскими стихами, а если говорить о содержании, то мировоззрение Лукреция в корне отличается от мировоззрения Цицерона, так что Цицерону исправлять там было нечего, он мог только все там перечеркнуть.

Каталог статей

Посмотреть видео по теме Статьи И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом.

Кратко проанализированы основные мировые религии по вопросу обеспечения . что"страх создал первых богов", этому же способствовало и незнание Из всех печалей самым ужасным, по Лукрецию, является страх смерти.

Кар Лукреций Кар Лукреций 99—55 гг. В полном согласии с греческими философами Демокритом см. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты.

Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-позна- нательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание. Корни религии — в страхе человека перед непознанными явлениями природы: Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма.

Лукреций

Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников. Учение Эпикура имело как бы две стороны: Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита.

Лукреция привлекла главным образом научная часть учения.

В данной статье вы рассмотрите различные гипотезы о происхождении религии. э. римский поэт и философ Лукреций, и согласно которой возникновение что страх будет скорее вызывать стремление к избеганию пугающего создал для себя образ нравственно совершенного идеального существа.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма Что, по щекам ниспадая, лицо с двух сторон покрывает, И увидела отца она, тут же стоявшего в грусти У алтаря, и прислужников, скрывших орудие смерти, И проливавших при этом горячие слезы сограждан, В страхе она онемела, к земле подогнулись колени. Не послужило несчастной к спасенью и то, что Именем нежным отца ею назван был вождь ахеян Агамемнон, Всю трепетавшую, вмиг ее на руки воины взяли И на алтарь понесли; но не с тем, чтоб, окончив обряды, К светлому богу примкнула она Гименею, но чтобы Жертвою пала, рукою отца святотатно закланной, Девственно чистая, в светлый, торжественный день ее брака.

Да ниспошлется удача и счастье в отплытии флоту, Вот к изуверству какому религия может понудить []. Лукреций, как и его предшественники, не понимал социальных корней религии. Причину возникновения религии он видит в невежестве людей, в незнании и неумении объяснить явления окружающей их природы. Лукреций утверждает, что вера в богов возникла вследствие страха: Из ничего не творится ничто по божественной воле, И оттого лишь страх смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причин никаких усмотреть и понять не умеют, И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет. И откуда являются вещи, И каким образом все происходит без помощи свыше []. Боги - творение фантазии человека, плод его воображения. Развивая свою мысль, Лукреций продолжает: У кого не сжимаются члены в испуге, Как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии, А небо кругом огласят громовые раскаты… И, наконец, когда вся под ногами колеблется почва, Падают или грозят города потрясенные рухнуть, Что же тут странного в том, если так поколения смертных Уничтожают себя и всецело богам оставляют Чудные силы и власть управления всею вселенной [].

Статья: Лукреций

Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии. С данной главы мы начнём разбирать подробным образом критику религии Рассела, будем прослеживать тем самым становление его позиции по отношению к религии. Хочется отметить, что позицию Рассела по отношению к религии по-разному оценивают советские критики. Ермоленко отмечает и разбирает его непоследовательность и недостаточность критики религии, исходящей только из философской ориентации.

того как в Европе основной религией стало христианство, произведения Эпикура долгое Эпикур создал своеобразное учение о наслаждении, как цели жизни. Преодоление страха перед богами, по Эпикуру, заключалось в философ Тит Лукреций Кар, который в своем поэтическом произведении"О.

Школа эта просуществовала там около шести веков - со в. Если из огромного научного наследия Демокрита, Эпикура и других атеистов Древней Греции до нас дошли лишь небольшие и немногочисленные фрагменты. То Рим оставил нам единственное целиком дошедшее до нас крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности — Тита Лукреция Кара 1в.

Но главный объект ее критики - религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и разумном, естественном их объяснении. Как сотворение мира богом, так и внесение в мир движения извне решительно отвергаются. Все в мире совершается по неизменным законам, исключающим вмешательство каких-нибудь таинственных сил в естественный ход событий. Мир не только не сотворен богами. Он ими и не управляется. Не боги, а естественные причины обусловливают ход событий, в котором вовсе нет той целесообразности, которая, по мнению религиозных людей, доказывает существование богов.

Лукреций подвергает убедительной критике не только религиозные представления, но и идеалистическое учение Платона о бессмертии души. Дав научное объяснение всем явлениям, искажаемым религиозными верованиями, поэт отвечает и на вопрос о причинах возникновения этих верований. Это страх смерти, обусловленный незнанием природы тела и духа и влекущий за собой веру в загробный мир, в бессмертие души и т.

Далее, это страх перед грозными стихийными явлениями природы, обусловленный незнанием их действительных причин. Одной из причин возникновения веры в богов является незнание законов природы, в силу которых небесные светила совершают свои движения в определенном порядке, который совершенно безосновательно приписывают богам.

Атеизм в Древнем Риме

Свободомыслие в середине века Атеизм в Древнем Риме В римском обществе эпикуреизм имел значительное число сторонников. Школа эта просуществовала там около шести веков - со в. Если из огромного научного наследия Демокрита, Эпикура и других атеистов Древней Греции до нас дошли лишь небольшие и немногочисленные фрагменты, то Рим оставил нам единственное целиком дошедшее до нас крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности — Тита Лукреция Кара 1в.

Но главный объект ее критики - религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и разумном, естественном их объяснении. Как сотворение мира богом, так и внесение в мир движения извне решительно отвергаются. Все в мире совершается по неизменным законам, исключающим вмешательство каких-нибудь таинственных сил в естественный ход событий.

Еще у римлян Лукреций (поэт I в. до Р. Х.) выразил античное учение о том, как появилась религия у людей: timor fecit deos (страх привел к созданию Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не.

Скачать Скачано 11 И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом. Таким, во всяком случае, он представляется нам по сохранившимся отрывкам его учения. Относительно Лукреция этого сказать, нельзя, хотя мы и не знаем, чем он был в действительной жизни. Его произведение исполнено истинного вдохновения, светится человеческой любовью и пламенеет ненавистью борца. Он не просто эхо Эпикура, как его иногда представляют, не переводчик греческой прозы на размеренный латинский стих, рабски преклоняющийся перед недосягаемым образцом.

Его поэма блещет собственными глубокими мыслями, полна гениальных прозрений, основанных на значительной научной работе, на наблюдениях и исследованиях. Эпикур только главный его учитель и вдохновитель. Но он своеобразен и глубокомыслен, он поражает нас порою богатствами своего ума.

Kids Describe God to an Illustrator

Posted on